Психологическое развитие ребенка до 7 лет.Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Статья написана в соавторстве с И.А. Шабановой.
Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни человека. Этот период называют кризисом новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия жизни: холод, освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, другой тип питания. В этот период требуется забота матери, ей необходимо вовремя покормить, сменить пеленки, дать эмоциональный и телесный контакт. Таким образом, начинает формироваться здоровая личность с базовым доверием к миру. Следующий возрастной кризис начинается примерно в 1 год. Кризис первого года жизни связан с развитием самостоятельности и появлением сильных эмоциональных всплесков. Такие вспышки возникают, когда взрослые не понимают желания, слова, жесты и мимику ребенка или понимают, но не выполняют их. Наиболее сильные вспышки возникают на слова «нельзя» или «нет». Очень часто они связаны со слишком требовательным отношением к ребенку, либо непоследовательными требованиями взрослых, например, такими как «сегодня можно, а завтра нельзя». В этот период необходимо установление новых отношений с ребенком, т.е. большая свобода для него. Вырабатывается новая система разрешений и запретов. Около 3-х лет проходит еще один возрастной кризис. Это период осознания собственного «Я», его оценки и самостоятельности. Наиболее известные характеристики этого кризиса:
Все эти характеристики говорят о сильном стремлении к независимости, о необходимости психологического отделения от значимых взрослых. Кризис может протекать по-разному: от спокойного до очень бурного состояния ребенка. Все зависит от конкретной ситуации. От родителей, в этот период, требуется «разумная дозволенность», в противном случае, если ребенку все разрешают, либо наоборот слишком многого ждут от него, у него возникает состояние неуверенности. Положительное разрешение кризиса приводит к зарождению воли и самоконтроля. В 7 лет в жизни ребенка проходит еще один кризис, который становится периодом зарождения социального «Я». Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным сейчас. На первый план выходит осознанная деятельность, когда ребенок начинает связывать свои поступки с их результатами, и общение со сверстниками. Происходят глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь успехов и неудач приводит к формированию внутренней уверенности в себе, т.е. чувства собственной значимости и компетентности, либо чувства неполноценности и унижения. Все это влияет на развитие самооценки ребенка. Внешние проявления кризиса таковы – кривляние, манерность, искусственная натянутость, настойчивость и упорство (иногда упрямство), повышенная познавательная активность. Встречаются сильные эмоциональные вспышки, конфликтность. В это время родителям важно научить ребенка учиться и помочь быть успешным, если не в учебной деятельности, то в той среде, где это возможно, т.е. хвалить и поддерживать ребенка в хороших начинаниях. Возрастные кризисы очень важные периоды жизни человека, после которых он переходит на новый уровень развития. Поэтому от взрослых требуется большая выдержка и терпение по отношению к своему ребенку. И тогда в вашей семье вырастит здоровая личность, которая сможет адаптироваться в этом мире. [hr class=class_cut]Если вам понравилась статья или заметка, поставьте "Спасибо"))). Теги: детская психология, детско-родительские отношения психологическое развитие, возрастная психология, возрастные кризисы, кризис новорожденному и, кризис 3-х лет, кризис 7-ми лет, семья, дети
Другие публикации:
|
|
Добавить комментарий »