Федорашко Наталия Николаевна Психолог, Травмотерапевт Расстановщик

Вначале было воспитание. Или «черная педагогика» глазами Алис Миллер.

Мой блог / Просмотр публикации

 

Недавно, я впервые столкнулась с таким понятием, как «черная педагогика». Что же это такое и что она в себя включает? К «черной педагогике» можно отнести все методы воспитания, которые основаны на страхе наказания. То есть она пропагандирует насилие в любом виде.

Как выглядят ее принципы? Что они в себя включают? Вот небольшой список этого обширного понятия:

  1. Дети всегда обслуживают интересы родителей, чтобы не сказал или не сделал родитель, он всегда прав. И как в американском бизнесе, если родитель не прав, то смотри пункт выше.
  2. Родители заслуживают уважения вне зависимости от своих поступков, только по одной причине – они родители. Родители безгрешны. Они не могут ошибаться.
  3. В детях необходимо воспитывать чувство долга. Это чувство порождает любовь.
  4. Дети не заслуживают уважения. Они должны во всем слушаться старших. Послушание делает их сильнее.
  5. Любовью можно избаловать.
  6. Любое насилие – это проявление любви.
  7. Детей обязательно нужно наказывать за проступки. В противном случае они вырастут асоциальными людьми.

Ввела это понятие польско-швейцарский психоаналитик Алис Миллер (1923-2010гг жизни). Наиболее известны ее книги, раскрывающие принципы «черной педагогики», «Драма одаренного ребенка» и «Вначале было воспитание», где она впервые подняла тему насилия над детьми и о его последствиях. К созданию этих произведений ее подтолкнула история жизни, в которой она пережила насилие от фашистских захватчиков и семейное насилие. Большое значение в формировании ее взглядов сыграла и ее психоаналитическая деятельность. В 1985 году она писала:

«В течение 20 лет я наблюдала людей, отрицающих свои детские травмы, идеализирующих своих родителей и сопротивляющихся правде о своем детстве любыми средствами».

Алис Миллер была против самого понятия «воспитания» в любом его виде, ставя знак равенства между воспитанием и педагогикой, с одной стороны, и насилием, с другой стороны. Любые насильственные действия со стороны взрослых, она трактует как проявление  отвержения к ребенку. Родитель, таким образом, показывает, что не любит своего ребенка. Такая позиция взрослого включает, так называемое, «кольцо насилия»:

насилие-отклик-запрет-подавление-вытеснение-расщепление-проекция-изживание-насилие

которое впоследствии проецируется на других людей. То есть для того чтобы пережить подавленные и внутренние чувства боли, гнева или безысходности, ребенок или уже взрослый человек начинает применять насилие уже на других людях.  Чаще всего субъектами насилия становятся более слабые люди (например, дети) или животные. Более подробно о «кольце насилия» можно прочитать в книге Алис Миллер «Вначале было воспитание».

В качестве примера масштабных последствий применения принципов «черной педагогики»  к детям А.Миллер предлагает приход к власти в Германии фашисткой идеологии. По ее мнению, только насильственные методы воспитания могли привести к тому, что одни люди убивали других людей миллионами, и не задумывались о последствиях своих действий. Смещая свою ответственность за убийства на свое руководство, которое воспринималось ими как родительские фигуры, имеющие непоколебимый авторитет.

Говоря о принципах «черной педагогики», Миллер предложила свои постулаты, которые способствуют гармоничному развитию человека и его целостности:

  1. Ребенок с самого начала желает, чтобы его уважали и воспринимали всерьез, таким, какой он есть.
  2. «Таким, какой он есть» означает, что даже грудному ребенку хочется выразить свои чувства и ощущения.
  3. Ребенок способен расторгнуть свой эмоциональный симбиоз с матерью и постепенно начать независимой существование лишь при наличии атмосферы уважения и принятия его чувств родителями.
  4. Предпосылки для здорового развития ребенка могут возникнуть лишь в том случае, если его родители сами выросли в здоровой атмосфере. Тогда у него появляется чувство защищенности, способное породить доверие к себе.
  5. Родители, в детстве жившие в другой атмосфере. Сами всю жизнь ищут людей, которые их интересами и серьезно к ним относятся, ибо их родители таковыми не были.
  6. Эти поиски… не могут увенчаться успехом…

Далее она говорит о необходимости осознать историю своей жизни, для того чтобы освободиться от негативных последствий черного воспитания. И если человек не пытается осознать ее сам или с помощью психолога, то «…историю своей жизни… помогают понять собственные дети». Родитель, особенно мать, который пережил психологическую травму, удовлетворяя потребности своего ребенка, эмоционально не выдерживает их, так как они до сих пор открыты у него самого. Например, заставляя ребенка кушать, мама может закрывать потребность в одобрении, что она хорошая мать и хорошо заботится о своем дитя. Еще одна потребность, которая может быть открыта в этом случае – это необходимость в чувстве идентичности к своей семье. Ребенок же, отвергая приготовленную мамой еду, в ее ощущениях отвергает ее саму, как это было когда-то в родительской семье. Естественно, что в этом случае возможен эмоциональный срыв и как следствие применение насилия к ребенку – съешь все, иначе… Таких примеров можно привести множество, наверное, каждая мать может осознать какую-то свою незакрытую потребность или страх.

Для своего времени идеи Алис Миллер стали революционными. То, что сейчас является нормой в воспитании детей, тогда являлось новым взглядом на жизнь. Однако наряду с полным принятием ее взглядов на принципы «черной педагогики» возникают некоторые вопросы, которые показывают некоторую ограниченность ее идей. Изучая ее произведения можно прийти к выводу, что только воспитание делает человека личностью. Ее идеи не учитывают ментальность окружения, ценности той или иной социальной группы, интеллектуальный потенциал человека, биологические предпосылки, природные условия, уровень жизни и статус, а также такие понятия как коллективное бессознательное и травма рождения. То есть люди изначально не равны, еще до своего рождения. Одни и те же воспитательные воздействия будут по-разному влиять на развитие личности.

Отвергая воспитание и педагогику как способ развития личности, Алис Миллер не предложила ничего взамен. Вернее ее предложение, если я правильно его поняла, дать возможность ребенку развиваться самому. Но есть вещи, которые можно передать только вербальным путем. Кроме того педагогика включает в себя еще и изучение мира, разных наук,  знание которых будут необходимы для дальнейшей адаптации и выживания личности в социуме.

Таким образом, необходимо отказаться от принципов «черной педагогики» и в то же время выработать новые правила и нормы «воспитания без наказания», которые будут способствовать развитию свободной, независимой и цельной личности. Что в последние годы с успехом делают современные психологи и педагоги.

Если вы чувствуете, что эмоционально не справляетесь с воспитанием своего ребенка, но хотите видеть в нем свободную и цельную личность, я предлагаю осознать историю своей жизни и переработать свои психологические травмы. Это сможет помочь не только вашему ребенку, но и освободит Вас от негативного груза вашего детства.

[hr class=class_cut]

 

Запись на консультацию по телефону: +7(903)328-58-12.

Messenger: WhatsAppViber, Telegram

https://www.b17.ru/fedorashko/?prt=17848

Теги: психологическая травма, травма насилия, травма развития, психология семьи, детско-родительские отношения, семья, конфликты, детские травмы, эмоции, семейная психология, детская психология, черная педагогика, развитие личности
Комментарии
Кирсанова Ирина Владимировна
Наталия Николаевна, я тоже, только от вас услышала такой термин, как черная педагогика.
Перечисленные вами ее составляющие, на самом деле, ужасны и травматичны для ребенка.
№1 | 15 апреля 2022
Федорашко Наталия Николаевна
Кирсанова Ирина Владимировна, Спасибо за отзыв. Да для меня это было тоже было новой информацией и особенно то что раньше ее пропагандировали.
№1 | 15 апреля 2022
[ добавить комментарий ]